Замруководителя штаба Общественной палаты по работе с Украиной Георгий Федоров совместно с ассоциацией «Право против фашизма» подготовил 200 исков от пострадавших в зоне вооруженного конфликта на территории Украины. Заявление граждан в ближайшие дни будут отправлены на рассмотрение в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). По словам Григория Федорова, киевские власти должны ответить за преступления и компенсировать мирным жителям материальные убытки, причиненные в результате военной операции.
Судебные иски будут поданы от пострадавших вне зависимости от их местонахождения — часть исков поступила от беженцев, пребывающих на территории Российской Федерации, часть была собрана на территории Новороссии, еще часть была представлена юристами уже из самой Украины.
Более 100 тыс. украинских граждан уже получили официальный статус беженцев в России. Такие цифры привел в сентябре вице-премьер России Дмитрий Козак. По неофициальным данным, численность людей, уехавших в Россию с Украины, доходит до 1 млн человек.
Член Общественной палаты Георгий Федоров рассказал «Известиям», что работа по составлению исковых заявлений проводится более полугода, а в действительности потерпевшие исчисляются десятками тысяч.
— В течение этого времени мы собирали материалы по военным преступлениям — убийствам, пыткам, похищениям и другим делам. Речь не только о территории непризнанных республик, но и городах, находящихся на территории, контролируемой властями Украины, — Харькове, Днепропетровске, Одессе. В их случае нужно проходить все украинские инстанции, чтобы подать иск в ЕСПЧ, но заниматься этим обязательно нужно. Более того, работу мы собираемся продолжать и дальше, поскольку в следующем году исков будет отправлено еще несколько тысяч, — заявил член ОП.
Георгий Федоров считает, что в ЕСПЧ существует определенная политическая ангажированность, в связи с чем и было принято решение отправлять заявления массово, чтобы пресечь попытки замолчать эти дела.
— Мы уже сейчас чувствуем политическую ангажированность ЕСПЧ — порядка 30 исков было отклонено по формальным причинам, хотя они были нами предусмотрены и приведены в норму. Но это они могут сделать с десятком документов, а когда мы подадим несколько сотен исков сразу, то им будет очень сложно нам отказать, — уверен правозащитник.
Своего коллегу по Общественной палате поддержал и директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев. Он считает, что очень важно доводить такие вопиющие преступления до суда.
— Мы совместно осуществляли начало работы, поэтому я думаю, что Григорий Федоров делает очень правильное и важное дело. Совсем недавно мы представили доклад нашего фонда о том, что было опрошено 100 человек, находившихся в плену у карателей, и доказали, что к ним применялись пытки, запугивания и нанесение тяжкого вреда здоровью. В связи с этим очень важно, чтобы это были не только доклады, но это должно отражаться в конкретных судебных решениях, в том числе и европейских судебных органах, — подчеркнул Максим Григорьев.
Член комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Илья Дроздов считает, что этот шаг даст возможность не только помочь потерпевшим от вооруженного конфликта, но и продемонстрировать всему миру ангажированность Европейского суда.
— Я сторонник выхода России из-под юрисдикции любых международных судов и правозащитных организаций. Но в данном конкретном случае коллеги из Общественной палаты делают важное дело — наконец-то ЕСПЧ будет чем заниматься, а мы увидим, возобладает ли право над политикой или нет. Поэтому помочь нашим соотечественникам несмотря на то, что они проживают на территории Украины, нужно. Если решения ЕСПЧ будут в пользу этих людей, то хунта получит определенный сигнал, над которым стоит поразмыслить, — сказал депутат.
Помощь в работе Общественной палаты в данном направлении была оказана и депутатами парламента Новороссии. Председатель парламента Олег Царев пояснил «Известиям», что украинская власть за время войны успела не только совершить множество военных преступлений, но и пренебрегла социальными обязательствами, тем самым обрекая стариков на голодную смерть. Одних только беженцев на территории России около миллиона, столько же потерпевших осталось на юго-востоке. Парламентарий уверен, что если Европейский суд примет к рассмотрению иски, то дальше они пойдут как по конвейеру.
— Люди судятся за разрушенное жилье, за то, что им пришлось покинуть свои дома, за убитых родственников, за невыплату пенсий и других социальных пособий. Алгоритм самой подачи исков был достаточно сложен, ведь, согласно общепринятой мировой практике, человек должен пройти все инстанции на родине — то есть первая инстанция, апелляция, кассация, Верховный суд. Но для стран, которые находятся в состоянии военного конфликта, ЕСПЧ делает исключения, и поскольку решения Европейского суда имеют прецедентный характер, то для нас очень важно, чтобы иски были приняты к рассмотрению. А после того как эти иски будут приняты, нет никаких сомнений, что Украина проиграет, потому что вина украинских властей очевидна, — подчеркнул Царев.
Председатель «Народного фронта Новороссии» Константин Долгов убежден, что фиксировать преступления необходимо хотя бы для того, чтобы режим Киева не ощущал себя безнаказанным. Другим важным аспектом обращения в Европейский суд он считает возможность показать Европе, что происходит на Украине на самом деле, а не то, как это преподносят со страниц газет и экранов телевизоров.
— Мы продолжаем собирать факты преступлений Киева, совершаемых не только на Донбассе, но и на всей территории бывшей Украины, и стараемся, чтобы каждый случай нарушений прав человека был оформлен в соответствующий иск. В самом начале наши иски Европейским судом не принимались, нам предлагали обращаться в Киев, но мы нашли прецедент 2008 года — ЕСПЧ принял заявления от жителей Южной Осетии, минуя судебные инстанции Грузии. После этого с неохотой, но они стали принимать наши иски, и хотя мы прекрасно понимаем, что это длительный процесс, другой возможности открыть глаза Европе у нас просто нет, — заявил Константин Долгов.
Политик отметил, что Украина уже сейчас не выполняет 90% уже готовых решений ЕСПЧ, ссылаясь на пустую казну. Но действия всё равно необходимо предпринимать ради обычных людей, которые страдают из-за политики официального Киева.
— Я недавно виделся с Мишей Чакием — он абсолютно мирный житель и не в ополчении. Он попал под минометный обстрел и лишился ноги. А у него куча грамот, учится на архитектора, сочиняет музыку и пишет стихи. В чем он виноват и как ему поможет Украина? Помогли ему мы. И Европа должна знать, что происходит, и задаться вопросом — если граждане Украины поддерживают курс Киева, то почему тогда идет война на Донбассе, кого сожгли в Одессе и посадили в Харькове. Поэтому мы продолжим подавать иски, но мне кажется, что к моменту принятия по ним решения такое государство, как Украина, не будет существовать, — подчеркнул Долгов.
По мнению полномочного представителя Адвокатской палаты ЕС в России Александра Трещева, суд обязан объективно рассмотреть иски, потому что факты преступлений имели место, и они вопиющие. Адвокат надеется, что потерпевшие получат достойные компенсации от тех, кто ответственен за причиненные несчастья.
— Я сам неоднократно бывал в Страсбургском суде и надеюсь, что близость со зданием парламентской ассамблеи не повлияет на эти иски. Конечно, было бы правильнее, если бы пострадавшие направили иски сами, а мы оказали бы им только правовую помощь, но даже в этом случае я не думаю, что Страсбургский суд будет ангажирован политическими страстями и властями Совета Европы. Сказать, что он полностью от этого независим, я не могу — безусловно, политическое влияние оказывает воздействие и на неподкупность независимых судей. Но надеюсь этого не произойдет, и право возобладает над политикой, — отметил Трещев.
Источник новостей: Рамблер