Латвия призывает Европейский союз выделить ей «известные средства» на открытие собственного телеканала для русскоязычного населения. Он будет доносить до зрителей только «правильную» информацию. Но такой пропагандистский ход обречен на провал: жителей прибалтийских стран сложно будет заставить поверить западной пропаганде. «Правильные» новости
Власти Латвии пытаются убедить Европейский союз выделить им средства на создание телеканала, который будет вещать на русском языке. «Там не будет пропаганды, а только точные и очень аккуратные новости и факты», — уверяет министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич. Этот телеканал должен транслироваться не только в прибалтийских странах, но и на всей территории ЕС. Показывать будут не только «правильные» новости, но и развлекательные программы, о чем министр рассказал в воскресение в интервью агентству LЕТА.
«Мы должны работать со всеми русскими общинами, не только в странах Прибалтики, — говорит по этому поводу Ринкевич. — Также нужно работать с обществом, чтобы понять, насколько адекватно нормативное регулирование, щадящее по отношению к телекомпаниям третьих стран. Возможно, в рамках председательства Латвии в Евросоюзе мы поставим вопрос об уточнении ряда директив». Увеличение инвестиций в собственные общественные СМИ, по мнению министра, поможет «создавать информативное и качественное содержание для русскоговорящей аудитории». Русскоязычное население Латвии, о котором говорит Ринкевич, составляет порядка 40 процентов от общего числа проживающих в стране, то есть почти миллион человек.
Ринкевич добавил, что считает лишним закрытие уже существующих средств массовой информации. Однако правозащитники готовы поймать министра на слове. Еще не утих скандал с одним из крупнейших русскоязычных каналов — Первым Балтийским, который был оштрафован за ретрансляцию новостей Первого канала. В них контролирующие органы узрели «неправильное» освещение событий на Украине. Этот и другие случаи притеснения СМИ обсуждались на встрече правозащитников в Москве. «Тенденциозность государственных СМИ Латвии в освещении событий на востоке Украины достигла апогея. Журналистам уже в открытую намекают о возможных неприятностях в случае, если они не будут называть бойцов Новороссии террористами», — рассказал 25 декабря президент Института европейских исследований Александр Гапоненко во время круглого стола «Ситуация на Украине: итоги года. Взгляд правозащитников», передает агентство ИА REGNUM.
По мнению Гапоненко, в ряде стран Балтии подвергаются давлению русскоязычные СМИ, пытающиеся донести до граждан альтернативную информацию. «Будет неудивительно, если вскоре такие попытки объявят экстремизмом. Дескать, вы поддерживаете ополчение Донбасса, а там одни террористы, а за поддержку террористов подлежите уголовной ответственности», — заявил он.
В конце мая латвийский НСЭСМИ оштрафовало Первый Балтийский канал «за распространение необъективной информации» на 3600 евро, писала газета ВЗГЛЯД. Ранее Национальный совет по электронным СМИ Латвии решил на три месяца ограничить ретрансляцию «России РТР» после того, как проанализировал содержание программ этого канала со 2 по 17 марта. Эксперты пришли к выводу, что в передачах «России РТР» содержится информация, которая нарушает некоторые статьи закона об электронных СМИ, а также распространяются необъективные данные о ситуации на Украине. В передачах выявили «разжигание ненависти и призыв к военным действиям».
В конце марта Вильнюсский окружной административный суд ограничил на три месяца трансляцию телеканала «НТВ Мир» за показ документального фильма «Приговоренные. Капкан для группы „Альфа“. А в октябре прошлого года в Литве приостановили ретрансляцию Первого Балтийского после показа передачи „Человек и закон“. Авторы передачи допускали критику официальной трактовки событий 13 января 1991 года в Вильнюсе, в день, когда произошло столкновение советских войск с жителями столицы Литвы.
«Русских здесь боятся»Идея создания собственного вещателя для русскоязычного населения вызывает сомнения в журналистских кругах. «У „Первого Балтийского канала“ очень высокие рейтинги благодаря лояльности зрителей, которая наработана годами, — рассказал в беседе с газетой ВЗГЛЯД источник в редакции ПБК. — Были месяцы, когда канал был самым просматриваемым в Латвии. Нас смотрят и русские, и латыши, так что конкурировать с нами будет очень сложно. Даже у Второго канала, где тоже показывают программы на русском языке и работают журналисты с хорошей квалификацией, не получается конкурировать. По содержанию, по исполнению, по ведению дискуссии они на высоком уровне — журналистика качественная, но нет никаких рейтингов. Русскоязычное население просто не смотрит Второй канал. А такие официозные проекты, как идея властей с вещателем, рассматриваются как пропагандистские, так что им тем более будет нелегко», — рассказывает он.
«Это давний проект, который проталкивают с Запада, пытаясь объяснить латвийским националистам, как надо вести диалог с местными русскими и подавать информацию в „правильном“ ключе, — рассказал в беседе с газетой ВЗГЛЯД Владимир Линдерман, организатор движения в поддержку русского языка в Латвии. — Перспективы у этого проекта нулевые. Попытки создать СМИ, которое транслировало бы националистическую прозападную точку зрения на русском языке, уже были. Но все они провалились, потому что были ориентированы на некоего фантастического несуществующего русскоязычного человека», — считает собеседник.
Процент людей, которых бы удовлетворила подача антироссийской информации на русском языке, среди русскоязычных жителей Прибалтики очень мал — от силы 5%, напоминает Линдерман. «Да и сил сделать качественную и увлекательную передачу у них нет. Если пригласят популярных в русской среде журналистов, то они не станут говорить высоких слов, которых от них потребует заказчик. А если наберут непрофессионалов, то просто не будут иметь популярности. Когда в Латвии хотели развивать проект Ходорковского, то просто не нашли людей, потому что те, кто что-то умеет, занимают другую позицию», — отмечает собеседник.
Гораздо более серьезная опасность — это попытки ограничить преподавание на русском языке в школах, напоминает Линдерман. «Ситуация там ухудшается, происходит вытеснение русского языка из преподавания и замена его на латышский, — рассказывает активист. — Новые учителя русского языка в вузах практически не готовятся». Давление осуществляется в основном через бюрократические структуры, отмечает наш собеседник, и редко проявляется на бытовом уровне. «Русских здесь боятся, потому что нас много. Если что, ответ будет такой, что мало не покажется».
Сам Владимир Линдерман уже не раз подвергался давлению из-за своей деятельности в поддержку русского языка. «Недавно у меня проводились обыски. Дело в том, что несколько моих товарищей уехали воевать в ополчении ЛНР, и меня обвиняют в их вербовке. Но подобное дело — уже, наверное, десятое по счету, так что я уже привык», — говорит активист.
Источник новостей: Рамблер